Что такое ЕГАИС?
ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) — автоматизированная система, предназначенная для государственного контроля над объёмом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Кто и когда обязан подключиться к ЕГАИС?
Для розничных продавцов алкогольной продукции введены новые требования:
С 1 января 2016 года — представители розничной торговли будут обязаны
подтверждать факт закупки алкоголя в системе ЕГАИС;
С 1 июля 2016 года — подтверждать факт фиксации продаж в системе ЕГАИС.
Как заказать алкоголь у поставщика
Правила заказа любого алкоголя для всех одинаковые: для ООО, которые продают все виды алкогольных напитков, и для ИП, которые продают пиво и слабоалкогольные напитки, и для общепита. Для розничной точки или точки общепита, которая предлагает алкогольные напитки, заказ алкоголя начинается с работы В ЕГАИС.
Начиная с 01 января 2016 года работа розничной точки (или общепита) при заказе любого алкоголя должна быть выстроена так:
- Получив ваш заказ на партию алкоголя, поставщик отгружает необходимое количество товара и оформляет накладную. Электронная версия этой накладной отправляется в ЕГАИС, печатная версия – экспедитору. Система фиксирует, что вам отправлено определенное количество алкоголя.
- При получении товара вы сверяете количество и наименования товаров с бумажной накладной, а затем сверяете данные с количеством, указанным в электронной версии накладной, которую поставщик отправил в ЕГАИС. Если все данные сходятся, то вы подтверждается факт закупки в ЕГАИС. В системе отражается, что вы закупили алкоголь в таком-то количестве. Сканировать бутылки при этом необязательно.
- Если количество бутылок в накладной и в партии расходятся, то нужно сформировать акт расхождений и отправить его в ЕГАИС. Поставщик должен подтвердить акт расхождений, тогда в ЕГАИС будет отражены изменения и у вас не возникнет проблем с расхождением закупленного и проданного алкоголя.
Такая схема работы обязательна для закупки всех видов спиртных напитков: как крепких, так и слабоалкогольных. И для всех типов бизнеса: розницы и общепита.
Как продавать крепкий алкоголь и вина
С 01 июля 2016 года вступают в силу новые правила продажи алкогольных напитков конечному покупателю. Начиная с этого момента продажа алкоголя становится возможной только с помощью ЕГАИС (это правило не распространяется на розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, в том числе, в розлив).
Начиная с 01 января 2016 года работа розничной точки при продаже алкоголя должна быть выстроена так:
- Сначала кассир считывает с бутылки стандартный линейный штрихкод, после чего кассовая программа предлагает отсканировать специальный «алкогольный» штрихкод – PDF-417.
- Кассир считывает «алкогольный» штрихкод с помощью специального 2D-сканера. ЕГАИС определяет подлинность бутылки и дает добро на добавление этой позиции в чек.
- Кассир выдает покупателю обычный чек и чек с QR-кодом. Перейдя по зашифрованной ссылке, покупатель попадает на сайт egais и может узнать всю информацию о бутылке и проверить ее подлинность.
- Далее данные о покупке поступают в специальную программу - УТМ ЕГАИС. УТМ расшифровывается как универсальный транспортный модуль, но по сути это программное обеспечение для работы с ЕГАИС.
- Далее для отправки данных о продаже в РАР необходимо, чтобы продавец подключил к компьютеру специальное USB устройство – JaCarta. На нем записана электронная подпись, которая позволяет отправить данные непосредственно в РАР.
Для поселений с численностью менее 3000 человек эти правила продажи алкоголя вступают в силу годом позже – с 01 июля 2017 года.
Как продавать пиво и слабоалкогольные напитки (включая ИП)
Продавцы пива и других слабоалкогольных напитков могут пользоваться или не пользоваться системой ЕГАИС в части розничных продаж на свое усмотрение. Для них эта норма закона не обязательна и предусмотрены другие правила продажи конечному потребителю.
Начиная с 01 июля 2016 года есть два легальных способа продавать в рознице пиво (и слабоалкогольные напитки).
Способ первый: с помощью «ручного» заполнения журнала розничных продаж. В этом случае каждая розничная точка, которая реализует пиво, обязана вести журнал учета в обычной тетрадке или на электронном носителе с дальнейшей распечаткой. Обязательное условие для легальности информации в журнале – заносить информацию о продаже не позднее следующего дня после продажи.
В этом случае товар на кассе пробивается минуя ЕГАИС.
Способ второй: с помощью добровольного подключения к ЕГАИС для фиксации розничных продаж. Предприниматель добровольно подключается к розничной части ЕГАИС. В этом случае схема продажи следующая:
- На кассе с банки или бутылки пива кассир считывает обычный линейный код. При этом используется обычный 1D сканер.
- Система ЕГАИС определяет, что это пиво, добавляет позицию в чек. Покупателю выдается так называемый «пивной чек», без QR-кода.
- Далее информация о продаже поступает в УТМ и также, как и при продаже обычного алкоголя, при помощи JaCarta и КЭП, информация о продаже отправляется в РАР.
Второй способ на первый взгляд кажется более сложным и затратным, но он полностью избавляет торговую точку от необходимости вести журнал розничных продаж, автоматизируя этот процесс. Журнал, как в случае продажи обычного алкоголя, становится доступным на сайте egais.ru., в личном кабинете.
Что касается продажи пива в населенных пунктах с численностью жителей менее 3000 человек, то Журнал розничных продаж там нужно вести также начиная с 01 января 2016 года.
Как продавать алкогольные напитки в розлив (крепкие и слабоалкогольные)
При реализации алкогольных напитков в розлив предприятиями общепита, так же, как и при реализации пива в рознице, есть два способа:
- с помощью «ручного» ведения журнала розничных продаж. Информация в журнал заносится после вскрытия тары, перед ее розливом.
- с помощью добровольного подключения к ЕГАИС для подтверждения розничных продаж. Информация в систему заносится также после вскрытия тары, перед розливом. Последующая реализация вскрытой тары ведется без отправки данных в систему. Журнал розничных продаж в этом случае формируется автоматически.
Что необходимо для подключения к ЕГАИС?
- Интернет
Торговая точка должна быть оснащена интернетом. Без него ничего работать не будет. Официальные требования к скорости – не менее 256 кбит/с. - Квалифицированная электронная подпись (КЭП) и Электронный идентификатор Рутокен ЭЦП 2.0.
Начать подключение к ЕГАИС нужно с приобретения Электронный идентификатор Рутокен ЭЦП 2.0. с записанной квалифицированной электронной подписью (КЭП). КЭП нужна, чтобы подписывать электронные документы в ЕГАИС.
Заказать Сертификат для ЕГАИС для ИП Заказать Сертификат для ЕГАИС для ЮЛ
- Универсальный транспортный модуль (УТМ) – приложение, которое позволяет отправлять данные в ЕГАИС. Его можно скачать на компьютер с сайта egais.ru.
Порядок действий следующий:
- Получаете Рутокен ЭЦП 2.0. с записью КЭП
- Регистрируетесь на сайте egais.ru (для доступа в личный кабинет также потребуется цифровая подпись).
- После вышеуказанных действий получаете возможность скачать УТМ. - Подключить товароучетную программу для ЕГАИС
- Установить кассовую программу, совместимую с ЕГАИС
- Купить 2D сканер ШК для считывания акцизных марок
- Купить ККТ-онлайн с функцией печати QR-кодов.