Нужно ли покупать новую кассу?
Все зависит от того, планирует ли производитель используемой в данный момент кассовой машины выпустить комплекты модернизации или доработки, которые
позволят обеспечить в старом оборудовании новый функционал.
Как подготовиться
Так как современные модели контрольно-кассовой техники (ККМ) соответствуют текущим требованиям законодательства, они не отвечают новым требованиям ФЗ 54. Как привести кассу в соответствие с минимальными затратами и максимальной пользой для бизнеса?
Вариант 1
Доработка существующей ККТ
Доступен, если оборудование, которое вы используете в данный момент, будет доработано производителем до новых требований. Позволяет сэкономить средства на покупке новой ККТ.
- Приобрести комплект модернизации для Вашей ККТ
- Снять существующую ККТ с учета в ФНС
- Модернизировать ККТ в ЦТО
- Заменить ЭКЛЗ на ФН
- Поставить ККТ на учет в ФНС
- Заключить договор с ОФД (оператором фискальных данных)
Вариант 2
Покупка новой ККТ
Для тех, кто использует кассовые аппараты, которые не будут доработаны производителем до новых требований закона ФЗ 54. Цена этого варианта примерно в два раза выше предыдущего.
- Приобрести новую ККТ
- Поставить ККТ на учет в ФНС
- Заключить договор с ОФД (оператором фискальных данных)
* Касса должна:
- подключаться к интернету,
- иметь место для фискального накопителя внутри корпуса,
- уметь печатать QR-коды и ссылки.
* Кассовая программа должна быть подготовлена к работе с:
- фискальным накопителем;
- ОФД.
Как подключиться к ОФД
- Получить квалифицированную электронную цифровую подпись. Список аккредитованных удостоверяющих центров выложен на сайте Минкомсвязи России.
- Заключить договор или контракт с оператором фискальных данных.
- Подключить интернет в магазине.
- Установить в кассу фискальный накопитель. Зарегистрировать кассу на сайте ФНС и получить там регистрационный номер.
Регистрация онлайн-кассы
Контрольно-кассовая техника (ККТ), используемая организациями и предпринимателями при осуществлении расчетов, должна быть зарегистрирована в установленном порядке ( п. 1 ст. 4.3 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, далее – Закон № 54-ФЗ).
С 15.07.2016 внесены существенные изменения в порядок применения кассовой техники (Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ, далее – Закон № 290-ФЗ). В частности, продавцы должны использовать онлайн-кассы с функцией передачи фискальных документов (кассовый чек, БСО) в налоговую инспекцию.
С 1 февраля 2017 года можно будет регистрировать только онлайн-кассы. Желающие досрочно перейти на онлайн-кассы могут это сделать уже с 15.07.2016. При этом заключать договор с оператором и передавать фискальные данные в инспекцию до 1 февраля 2017 года не обязательно ( п. 4, 5 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).
Подготовка к регистрации ККТ
Для перехода на онлайн-кассу организация (предприниматель) может как приобрести новую кассу, так и модернизировать старую, которая у нее уже работает (письмо Минфина России от 01.09.2016 № 03-01-12/ВН-38831 ).
Если будет принято решение модернизировать кассы, то следует предпринять следующие шаги:
- провести ревизию имеющихся касс и узнать у производителя, можно ли их модернизировать;
- узнать, работает ли оператор фискальных данных (ОФД) с данной кассой;
- заключить договор с ОФД;
- снять с учета кассу в старом порядке ;
- модернизировать кассу, снятую с учета. После модернизации это будет уже новая модель кассы. Во избежание сложностей с регистрацией ККТ, рекомендуем проверять наличие как самой ККТ, так и входящего в ее состав фискального накопителя в реестре ККТ, который опубликован на сайте ФНС России;
- зарегистрировать новую кассу в налоговом органе.
Если приобретается новая онлайн-касса, то следует также проверить наличие данной техники в реестре ККТ, заключить договор с ОФД и зарегистрировать данную кассу в налоговом органе.
Регистрация ККТ в налоговом органе
Эта процедура состоит из нескольких этапов.
Этап 1. Подача заявления
По общему правилу регистрация ККТ осуществляется в налоговом органе. С 15.07.2016 организации и индивидуальные предприниматели могут по своему усмотрению подать заявление о регистрации ККТ ( п. 1 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):
- в любую территориальную инспекцию в бумажном виде;
- в электронной форме через кабинет ККТ. При этом датой подачи заявления в электронной форме является дата его размещения в кабинете ККТ;
- через оператора фискальных данных. Датой подачи считается дата передачи заявления оператору фискальных данных ( п. 10 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).
В заявлении необходимо указать (п. 2 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):
- полное наименование организации или фамилию, имя, отчество (при его наличии) предпринимателя;
- ИНН;
- адрес и место установки (применения) ККТ. Если расчет происходит через Интернет, то нужно указать адрес (адреса) сайта;
- наименование модели ККТ;
- заводской номер экземпляра модели ККТ;
- наименование модели фискального накопителя;
- заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
- в случае применения ККТ в составе автоматического устройства для расчетов - номер такого устройства;
- сведения о применении ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных - если применяется такой режим;
- сведения о применении ККТ только при оказании услуг – если регистрируется автоматизированная система для БСО;
- сведения о применении ККТ только при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа через Интернет – если регистрируется ККТ, предназначенная для использования только при осуществлении таких расчетов;
- сведения о применении ККТ при осуществлении деятельности банковского платежного агента (субагента) и (или) платежного агента (субагента), при приеме ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при организации и проведении азартных игр – если регистрируется ККТ, предназначенная для использования в такой деятельности.
ФНС России вправе устанавливать дополнительные сведения, указание которых необходимо в заявлении о регистрации ККТ. Формы заявлений о регистрации ККТ утверждает ФНС России ( п. 12 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ). В настоящее время соответствующие формы не разработаны.
Этап 2. Отчет о регистрации
В фискальный накопитель необходимо записать (п. 3 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):
- регистрационный номер ККТ, который инспекция сообщает не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи заявления о регистрации;
- полное наименование организации или фамилию, имя, отчество (при его наличии) предпринимателя;
- сведения о ККТ, в том числе о фискальном накопителе;
- иные сведения, необходимые для формирования отчета о регистрации.
После этого необходимо сформировать отчет о регистрации и передать его контролерам. Это следует сделать не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от налогового органа регистрационного номера. Передать отчет можно следующим образом:
- на бумажном носителе;
- через кабинет ККТ;
- через оператора фискальных данных.
Датой подачи отчета в электронной форме считается дата его размещения в кабинете ККТ либо его передачи оператору фискальных данных.
Этап 3. Регистрация ККТ
Сведения, указанные в заявлении о регистрации ККТ, налоговая инспекция вносит в карточку регистрации ККТ и журнал учета. Именно дата формирования карточки регистрации ККТ является датой регистрации ККТ. На это инспекции отводится пять рабочих дней с даты подачи заявления. В течение пяти рабочих дней с даты регистрации такая карточка направляется налогоплательщику в электронной форме через ( п. 7, 11 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):
- кабинет ККТ;
- оператора фискальных данных.
Налогоплательщик, получивший карточку регистрации ККТ в электронной форме вправе получить такую карточку в бумажном виде ( п. 12 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).
Налоговая инспекция откажет в регистрации ККТ, если (п. 13, 17 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):
- сведения о ККТ (фискальном накопителе) отсутствуют в реестре;
- в случае представления в заявлении о регистрации ККТ недостоверных сведений или сведений не в полном объеме.